Слабые стороны

Слабые стороны

Слабые стороны — у любого человека они есть. И у любого вокалиста, как и у любого музыканта они имеют право на существование. Возможно, кто-то считает иначе, но я озвучиваю здесь свое мнение. И хочу немного поговорить о слабых сторонах, реализации себя и педагогике. 

Чем отличается зрелый музыкант от начинающего (или даже продолжающего)? Не только опытом и мастерством, но также пониманием своих сильных и слабых сторон. А это у кого-то будет слабая выносливость, у кого-то небольшая сила голоса, а может быть недостаточная эмоциональность и т.д. Обязательно ли наличие слабых «мест» становится приговором для профессиональной непригодности? Вовсе нет, все зависит от степени и баланса. Однако важно научиться работать с проблемными «зонами».

Начинающий вокалист редко осознает, где у него слабые, а где сильные стороны. А если и осознает, то нечасто понимает, что с этим делать. Особенно сложно понять в ситуациях, когда «доброжелатели» (разной степени музыкальной грамотности и понимания особенностей работы голоса вообще и этого конкретного вокалиста в частности) дают оценки, о которых их часто, кстати, не просили. Например: «у тебя вот тут зажато», «ты не тянешь», «ты дышишь неправильно», «у тебя энергетики не хватает». И все такое прочее. Помогают ли такие «советы»? Не знаю, лично мне никогда они не помогали, ведь что делать, обычно «доброжелатели» не говорят, а если и говорят, то эти действия далеко не всегда оказываются эффективными в работе с озвученной проблемой. И я не слышала, чтобы кому-то это оказалось полезно. А если вам да, поделитесь, пожалуйста, опытом, как именно? 

Так что же помогает осознать свои слабые стороны? На мой взгляд, собственный опыт и желание. Возможно, сравнение себя с другими или с самим собой раньше. И необходимость как-то работать со своими слабыми сторонами может быть устойчивой, только если она возникла как некая внутренняя потребность. Ведь сколько бы не твердил вокалисту-ученику, например, его педагог о том, что нужно заняться сольфеджио, танцами или расширением кругозора, пока сам ученик не осознает для себя необходимости этого, ничего не изменится. И я думаю, что одной из задач педагога является в том числе создание условий для того, чтобы ученик-вокалист постепенно учился осознавать, что он из себя представляет, каковы его слабые и сильные стороны, что он сам может сделать, чтобы быстрее развиваться. Не всегда прямые рекомендации «в лоб» работают. Но иногда они тоже нужны. Уточню, я сейчас говорю о ситуации, когда ученик сам пришёл за помощью и оценкой, и когда он все-таки хочет петь и выступать, а не просто хорошо проводить время в классе у педагога.

Ну и хочу сказать: я считаю, что работать имеет смысл все-таки на своей «сильной стороне», демонстрируя миру те способности, качества и свойства, в которых вы хороши. И именно на них внутренне опираться, видеть и признавать свои достоинства. Тогда проще найти баланс. Например, несильный голос можно компенсировать умением им управлять, а еще обаянием; при небольшой выносливости можно таким образом организовать свою концертную программу, чтобы этого было незаметно; при сдержанной или внутренней эмоциональности можно подбирать подходящий репертуар. 

Слабые стороны важно:

  • увидеть, осознать, признать (и это таки долгий процесс, который может так и не случиться);
    захотеть и начать что-то с ними сделать;
  • иногда — признать, что с ними уже ничего не сделать;
  • поискать те свои сильные стороны, на которые можно опереться;
  • найти баланс.

Эти процессы требуют времени, опыта и определённой зрелости.