ВОКАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ

ВОКАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ

Что такое метод и методика? И как можно структурировать методы развития голоса?

Сначала я хочу процитировать полюбившуюся мне книгу Р.Юссона «Певческий голос»: «Методом воспитания певческого голоса называется совокупность систематизированных указаний и советов, постепенное усвоение которых приводит к появлению у любого здорового человека определённых певческих навыков или вокальной техники, обеспечивающей желаемые диапазон, силу и тембр голоса при неутомляемости голосового аппарата».

Вокальные методы многочисленны и разнообразны. Так было и сто лет назад, так происходит и сейчас. Какие-то из них имеют научную базу, некоторые основаны исключительно на внутренних ощущениях певцов-педагогов, есть и те, которые создавались невокалистами.

Юссон структурировал наиболее эффективные методы развития голоса, разбив их на пять основных групп:

1. Сюда относятся методы, прививающие ученику определенные мышечные движения или установки, оказывающие воздействие на певческое звукообразование (положение рта, языка, гортани, тип дыхания и др.).

2. Сюда входят методы, воздействующие на тембр голоса, окраску звуков путем систематического изменения этой окраски.

3. Здесь находятся методы, связанные с внутренними ощущениями певца, меняющимися в процессе изменения вокальной техники.

4. Это довольно редкие методы, использующие внутренние волевые «приказы», создающие желаемую выразительность. Предполагается, что возникшее эмоциональное состояние должно вызвать у певца необходимые мышечные установки и окраску звука.

5. Наконец, в пятую группу входят методы, воздействующие на звукообразование за счёт применения обратной связи между слухом и голосом, где для изменения качества звука певца его слух подвергается определенным звуковым стимуляциям.

У всех методов есть свои особенности, и если некоторые из них доступны и начинающим вокалистам, и любителям (первая группа), то другие — только уже более опытным певцам (третья и четвертая группа).

Могу добавить от себя, что в своей преподавательской практике я использую в той или иной степени методы из всех пяти групп. Так я научена. Однако, есть ряд методик, которые опираются в большей степени на что-то одно.

Еще хочу заметить, что метод — не есть методика. Метод есть прием, способ, выбор направления в использовании средств достижения цели. А методика является совокупностью всех методов, использующихся в обучении. Методика и метод — это как цель и способ ее достижения. И эффективная методика характеризуется систематичностью. Помимо методов в неё также входят:
▪ цели обучения,
▪ принципы обучения,
▪ содержание обучения,
▪ средства обучения,
▪ формы обучения.

Методика также есть некий конкретный «рецепт», к которому существуют определенные требования, такие, как реалистичность, воспроизводимость, внятность, соответствие целям и задачам планируемого действия, результативность.

Выглядит это все не очень просто. И думается мне, чтобы методика у педагога сложилась (и даже если он работает по некоей «готовой» методике с конкретным алгоритмом, созданной не им — сложилось понимание того, как его работа соответствует всем методическим требованиям, каковы цели, принципы, содержание, средства, формы и приемы обучения этой методики), педагог должен обладать определенным складом ума, а не просто хорошо петь сам. А еще должно быть получено сколько-то лет опыта. Сколько — хороший вопрос. Немало. Я, скажу честно, преподаю восьмой год, и у меня все еще в процессе складывания.

Так есть ли «хорошие» и «плохие» методы и методики? Может ли один педагог владеть несколькими методиками? Может ли быть высоко эффективной авторская методика педагога, работающего, например, 3 или 5 лет? Нужно ли разбираться начинающему вокалисту-любителю в методиках и методах? Если вам интересны ответы на эти и другие вопросы, пишите в комментариях.

При написании этой статьи я опиралась на книгу Р.Юссона «Певческий голос» и статью из Википедии https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Методика