ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭМОЦИЙ НА ПЕНИЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭМОЦИЙ НА ПЕНИЕ

В октябре 1954 года во Франции проводилось интересное исследование. «Подопытным» был оперный певец, солист Гранд Опера Жорж Вайан. А изучали то, как на певцов воздействуют испытываемые ими на сцене эмоции. О результатах этого исследования мне и хочется рассказать, потому что они очень показательны. Их подробно описал сам певец.

Все свои сильные эмоциональные состояния он поделил на 2 категории: стимулирующие и депрессивные. И если все стимулирующие состояния помогали певцу, то депрессивные оказывали угнетающий эффект. Воздействие в любом случае оказывалось на все аспекты голосообразования: артикуляцию, тембр, ощущения и дыхание, переходные ноты. При стимулирующих аффективных состояниях артикуляция становилась более четкая, тембр становился более звонким и преимущественно светлым, ощущения — более интенсивными, а дыхание более лёгким, быстрым и свободным, переходные ноты давались легко. При депрессивных состояниях все происходило с точностью до наоборот.

И если здесь речь шла о тех состояниях, которые актер усилием воли «включает» у себя, то когда дело касалось подлинных эмоций, картина менялась, и любые слишком сильные, неуправляемые, «зашкаливающие» чувства оказывали тормозящий эффект. А если певец перед выходом на сцену испытывал печаль или тревогу, то «воплотиться» в своего персонажа, вызвать у себя необходимое состояние он уже не мог.

Это исследование показало, насколько зависит звучание голоса от эмоционального состояния, от чувств и настроения.

Какие же эмоциональные состояния становятся стимулирующими? Как ни странно, помимо всех чувств из спектра радости (счастье, восторг, ликование, интерес, возбуждение, нетерпение и др.) и любви (нежность, теплота, симпатия, гордость, дружелюбие и др.) сюда также относятся и чувства и эмоции из спектра гневных (злость, возмущение, раздражение, досада и др.). К подавляющим состояниям приводят эмоции из спектра страха (оцепенение, тревога, растерянность, унижение и др.) и грусти (скорбь, беспомощность, разочарование, скука, загнанность и др.).

Есть даже такой прием, которым пользуются некоторые певцы: если им не дается никак верхняя нота, они на секунду заставляют себя почувствовать сильную злость, после чего нота берётся легко. Однако подобные вещи могут быть использованы уже опытными вокалистами. Но всем, и начинающим, и продолжающим, и опытным певцам не обойтись без эмоциональной «включенности» в процесс. Нам необходимо определенное, тонусное состояние нервной системы для того, чтобы и голос был в тонусе. И нам стоит стараться избегать людей и ситуаций, которые могут вызывать у нас подавленное состояние. Особенно перед выходом на сцену или звукозаписью. Да и просто в классе вокала или при самостоятельных занятиях пением.

Будьте бережны к себе, своим чувствам и своему голосу!

При написании этой заметки я опиралась на книгу Р.Юссона «Певческий голос».