Пение и сдерживание

Пение и сдерживание

Думаю, всем понятно, что есть сдерживание? Подавление, замораживание, ограничение, приостановление и т.д. А как оно влияет на процесс и результат пения?
Одна моя ученица пела прямым звуком не потому, что такова была природа ее голоса. Нет. Просто в юности она услышала осуждение в отношении вибрато от значимого авторитетного лица. И некритично восприняла это, решив, что петь с вибрато — это плохо, и так делать нельзя. Когда мы на уроке начали обсуждать вибрато, это выяснилось, и каково же было наше общее удивление, когда вдруг голос ученицы начал «литься»! Это получилось красиво, тембр стал мягче и теплее. Хотя никакими специальными приемами мы не пытались вибрато развивать. Просто она изменила свое к нему отношение.
Другая ученица, как выяснилось тоже на одном из занятий, сдерживала плечи, чтобы они не поднимались во время вдоха. Однако ведь я перед ней никогда не ставила такую задачу. Но по каким-то своим причинам она решила, что это нужно делать. И все бы ничего, если бы не было у неё напряженности в плечах, груди, шее, горле. После нескольких уже специальных приемов ученица смогла вдохнуть свободнее, ничего не сдерживая. И тут же ушло напряжение, а тембр голоса стал мягче и естественней.
Видимо, стоит больше общаться с учениками, через наводящие вопросы выявляя их представления о процессе пения. Ведь эти представления могут формироваться не только у меня в классе. А с их, так сказать, последствиями как раз в классе и приходится работать.
Коллеги, поделитесь, пожалуйста, как вы выявляете у учеников такие вот сдерживающие установки, эти «нельзя»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *