«СДЕЛАТЬ» ПЕСНЮ

«СДЕЛАТЬ» ПЕСНЮ

Предположим, вам предстоит какое-то важное событие. Корпоратив, юбилей, свадьба, конкурс — что угодно. И вы хотите там спеть песню, идёте в вокальную студию в надежде, что сейчас за несколько занятий педагог если и не сделает из вас «звезду», то поможет спеть на мероприятии уверенно.

Или вы занимаетесь вокалом и недоумеваете, зачем нужны все эти распевки, и зачем такое количество времени на уроке тратится на них, а не на работу с песней?

Или вам никак не давалась песня, которую вы всегда мечтали спеть, и вы приносите ее своему педагогу, ожидая, что тот, наконец, в ближайшее время поможет воплотить мечту в реальность.

Оправдаются ли ваши ожидания? От чего и от кого это зависит? Хочу поговорить об этом. 

И моя мысль будет очень простой. Чтобы хорошо (или хотя бы уверенно) спеть песню (любую), надо хорошо (или уверенно) петь вообще. И если на музыкальном инструменте, например, на фортепиано или гитаре, вы сможете выучить какую-то мелодию и сыграть ее, даже не будучи виртуозом (и, возможно, даже не зная нотной грамоты), то с голосом все обстоит немного сложнее.

Наш голос — это инструмент, который мы не видим. А если вы новичок в музыке, а способности ваши не выявлены, то скорее всего, свой инструмент-голос вы ещё и не будете чувствовать. Ну то есть не развита будет ваша чувствительность к довольно тонким вокально-телесным ощущениям. И, соответственно, управлять своим голосом будет вам сложно.

Я хочу сказать, что когда вы, например, жмете на клавишу фортепиано, вы можете отличить, сильно вы жмете, или слабо. При этом вам не нужно думать о механике того, как возникает внутри инструмента звук и выходит наружу. А с голосом вам придётся научиться управлять этими процессами.

Если этот навык управления не сформирован, то «натаскать» вас петь хорошо какую-то песню педагогу может быть очень сложно. Ведь когда, например, вы «не попадаете в ноты», то есть не можете контролировать свою интонацию, то шанс, что в песне вдруг внезапно (и даже после многих усилий педагога) начнёте чисто петь — стремится к нулю. Или если вы поете напряженно всегда, то на одной песне вдруг свободно вы не зазвучите. Нужно формировать навык на упражнениях и разных песнях, а на это нужно время. Иногда много времени. Чем ниже ваши общие способности к обучению и специальные музыкальные способности, чем больше проблем, мешающих вашему вокальному развитию — тем больше нужно времени и усилий. И наоборот, чем выше обучаемость и чем больше способностей, тем быстрее вы будете развиваться.

Да, работая с песней мы всегда можем что-то улучшить. Но до определенного предела, который будет зависеть от ваших навыков на сегодняшний момент, то есть от того, как вы вообще сейчас можете петь.